А.М. Шанаурин, Л.М. Виноградов, Б.В. Гусев, В.С. Менщиков, И.Н. Никитин
Дефектоскоп вихретоковый автоматизированный ВД-211.5 для неразрушающего контроля (НК) роликов подшипника №2726 серийно выпускается с 1999г.
За время эксплуатации специалистами отмечено следующее:
Это приводит в ряде случаев к преждевременному выходу дефектоскопов из строя или к недостоверному контролю.
В работе описаны основные отказы, возникающие при эксплуатации дефектоскопов, и даны рекомендации по их устранению, полезные для эксплуатирующих организаций и специалистов.
Дефектоскоп предназначен для выявления поверхностных дефектов (с раскрытием более 0,002 мм, глубиной более 0,02 мм, длиной более 3 мм) стальных цилиндрических роликов (диаметром 32 мм и длиной 52 мм) из состава подшипников качения № 2726, используемых в буксовых узлах грузовых и пассажирских вагонов.
Дефектоскоп состоит из электромеханического (рис. 1) и электронного блоков.
Рис.1 Внешний вид электромеханического блока МАР 903 с установленными подающей и приемной кассетами
Работу электромеханического блока можно пояснить с помощью кинематической схемы, изображенной на рис. 2.
Дефектоскоп работает следующим образом.
Подающая кассета К1 с роликами, подлежащими проверке, и пустая приемная кассета К2 подстыковываются к направляющим. Под действием веса приемной кассеты срабатывает датчик положения ДП17 при этом автоматически открываются шторки кассет и ролики из подающей кассеты начинают поступать на проверку.
На кинематической схеме показаны ролики в различных позициях: Р1 — на выходе из подающей кассеты, Р2 — на исходной позиции, Р3 — в демагнитизаторе, Р4 — после размагничивания, Р5 — на позиции контроля. После поступления ролика на исходную позицию Р2 по сигналу с датчика ДП18 включается электродвигатель М1. Через понижающий редуктор РП1 и червячную передачу электродвигатель М1 приводит в движение толкатель Т.
Толкатель перемещает ролик в демагнитизатор. Демагнитизатор включается по команде датчика ДП2, вырабатываемой при прохождении флажка Ф1 мимо ДП2. После выхода ролика из демагнитизатора на позицию Р4 сигналом с ДП3 демагнитизатор выключается, подается команда на реверс М1 и толкатель возвращается на исходную позицию, фиксируемую сигналом с ДП1 при прохождении мимо него флажка Ф1. Электромагнит ЭМ1 открывает заслонку, после чего ролик с позиции Р4 поступает на позицию контроля Р5, что фиксируется сигналом датчика ДП4. Затем по команде электронного блока включается электромагнит ЭМ4, который прижимом ПР прижимает ролик к приводу вращения П. По команде электронного блока включается электродвигатель М2 и ролик начинает вращаться, что фиксируется сигналом датчика ДП9. Исходное положение ВП фиксируется сигналом, вырабатываемым при нахождении флажка Ф2 напротив датчика ДП5. Затем включается электродвигатель М3 и начинается перемещение ВП. ВП, двигаясь по направляющей, опускается на поверхность ролика.
Рис. 2 — Кинематическая схема электромеханического блока
ВП — вихретоковый преобразователь; ДМ — демагнитизатор; ДП1 — датчик исходного положения толкателя ролика; ДП2 — датчик включения демагнитизатора; ДП3 — датчик выключения демагнитизатора, ДП4 — датчик наличия ролика на позиции контроля; ДП5, ДП6, ДП7, ДП8 — датчики положений ВП; ДП9 — датчик вращения ролика; ДП16 — датчик положения шторки брака; ДП17 — датчик наличия приемной кассеты; ДП18 — датчик наличия ролика на исходной позиции; К1 — подающая кассета; К2 — приемная кассета; ЛБ — лоток удаления забракованных роликов; М1 — электродвигатель привода толкателя ролика; М2 —электродвигатель привода вращения ролика; М3 — электродвигатель привода перемещения ВП; П — привод вращения ролика; ПР — прижим ролика к приводу вращения; РП1, РП2, РП3 — редукторы приводов толкателя ролика, вращения ролика, перемещения ВП; Р1,…,Р5 — ролики в разных позициях; Ф1 — флажок толкателя ролика; Ф2 — флажок положений ВП; Ф3 — флажок начала и конца контроля; Ф4 —флажок шторки брака; ШБ — шторка брака; ЭМ1 — электромагнит подачи ролика на контроль, ЭМ4 — электромагнит прижима ролика к приводу, ЭМ3 — электромагнит открывания шторки брака, ЭМ2 — электромагнит вывода ролика из позиции контроля.
При прохождении флажка Ф3 мимо датчика ДП6 начинается контроль ролика. Когда ВП переместится до правого края ролика, а флажок Ф3 — до датчика ДП7, контроль прекращается. ВП поднимается по направляющей и занимает конечное положение, фиксируемое при прохождении флажка Ф2 мимо датчика ДП8, после чего электродвигатель М3 выключается. Если в процессе проверки ролик признан годным, по команде электронного блока включается электромагнит ЭМ2 и толкатель выбрасывает ролик в приемную кассету. Если ролик забракован, электромагнит ЭМ3 открывает шторку брака ШБ и ролик поступает в лоток брака ЛБ. Процесс будет повторяться, пока не будут проверены все ролики.
Отказы дефектоскопа, вызываются как невыполнением требований руководства по эксплуатации (РЭ) и несанкционированным вмешательством в настройки дефектоскопа (т.е. «человеческим фактором»), так и износом деталей, в частности, из-за эксплуатации в необслуживаемом режиме:
Основные типы отказов дефектоскопа:
1. Случайное отключение питания демагнитизатора — переключение движка автомата защиты в положение 0, показанное на рис. 3 (невыполнение п.п. 6.3.1 и 6.3.6 документа «Дефектоскоп вихретоковый автоматизированный ВД-211.5 руководство по эксплуатации МКИЯ,427672.011 РЭ») приводит к повышенной браковке роликов, так как дефектоскоп не может автоматически отличить неравномерность намагничивания контролируемой поверхности роликов от дефекта.
Рис. 3 — Автомат защиты демагнитизатора (в положении 0 – отключено)
2. Нарушение зазора между вихретоковым преобразователем (ВП) (рис. 4) и контролируемым роликом, возникающее при попытке самостоятельного регулирования чувствительности приводит, как правило, к изменению характеристик дефектоскопа и недопустимому увеличению или уменьшению числа забракованных роликов, то есть к недостоверной работе дефектоскопа.
Рис. 4 — Узел вихретокового преобразователя
При проведении регламентных работ с узлом (ВП) запрещается ослаблять стопорный винт и контргайку, а также вращать регулировочную гайку. Допускается ослаблять фиксирующий винт для проведения чистки рабочей поверхности ВП (поверхности обращенной к ролику).
3. Выход из строя датчиков положения (рис. 5), связанный с загрязнением или отказом щелевых оптронов приводит к неисправностям, указанным в разделе 9 РЭ.
4. Невыполнение профилактических работ по техническому обслуживанию дефектоскопа приводит к отказам и преждевременному износу конструкции и выходу дефектоскопа из строя. В частности, отсутствие смазки на штангах механизмов перемещения (рис. 5) и выталкивания ролика, на ходовых винтах может привести к ОТКАЗАМ 3, 4, 5 (см. таблицу 9.1 РЭ).
5. Отказы, связанные с износом опорных катков или «налипанием» стружки на их поверхности, (рис.6) приводящие к вибрации (кабрированию) ролика на позиции контроля и к повышению процента браковки.
6. Отказы, связанные с износом резиновых фрикционов (рис. 6) также могут приводить к повышенным вибрациям ролика на позиции контроля и к повышению процента браковки.
Рис. 5 — Расположение механизмов перемещения и датчиков положения ДП1—ДП8 (вид слева и справа)
Рис. 6 — Вид на опорные катки и резиновые фрикционы
Для поддержания дефектоскопа в состоянии, обеспечивающем достоверный контроль роликов необходимо выполнять регламентные работы, приведенные в табл. 1 (см. также раздел 8 руководства по эксплуатации).
Таблица 1 — виды регламентных работ
Наименование и содержание операций | материалы | периодичность | ||||
ветошь | спиртобензиновая смесь | масло индустриальное И-12А | ежедневные | ежеквартальные | годовые | |
1. Чистка поверхностей тракта перемещения роликов, жёлоба демагнитизатора, опорных катков | + | + | + | |||
2. Осмотр и чистка опоры ВП | + | + | + | |||
3. Чистка и смазка ходовых винтов, направляющих штанг, шестерней редукторов, мест сочленений тяг элекромагнитов, штанг подъема ролика с позиции контроля. | + | + | + | + | ||
4. Чистка резиновых фрикционов | + | + | + | |||
5. Смазка осей тяг электромагнитов, штанг подъема роликов и каретки прижима | + | + | ||||
6. Чистка оптронов датчиков положения | + | + | ||||
7. Проверка и восстановление затяжки винтов крепления шторки брака и направляющих подающей и приемной кассет | + | |||||
8. Проверка целостности гаек ходовых винтов | + |
Методика выполнения регламентных работ, перечисленных в табл. 1:
В случае повреждения или износа резиновых фрикционов провести их замену для чего:
5. Места сочленений тяг электромагнитов с осями, штанги подъема роликов (рис. 7) , а также трущиеся поверхности каретки прижима смазать тонким слоем жидкого смазочного масла.
Рис. 7 — Расположение тяг электромагнитов и штанг подъема роликов
6. Чистку щелевых оптронов датчиков положения проводить с помощью тонкой волосяной кисти типа «Пони» № 2 и спиртобензиновой смеси. Данную операцию проводить в случае возникновения отказов, указанных в табл. 9.1 РЭ как ОТКАЗ 1—ОТКАЗ 5, ОТКАЗ ДПХ, а также при работе дефектоскопа в запыленных помещениях. При чистке не допускается приложение механических усилий к элементам расположенным в щелевом зазоре. Флажок из щелевого зазора должен быть предварительно выведен, поворотом вручную зубчатого колеса редуктора.
7. Если чистка оптрона датчика положения не приводит к устранению отказа дефектоскопа, датчик положения необходимо заменить, выполнив следующие операции (рис. 8):
Рис. 8 — Вид на платы ДП и элементы их крепления
В случае невозможности восстановления работоспособности дефектоскопа путем проведения регламентных работ дефектоскоп должен подвергаться ремонту на предприятии-изготовителе.
В следующих статьях будут последовательно описаны особенности обслуживания дефектоскопов ВД-233.100, ВД-233.200, КС-221А, ПС-219.1., ВД-213.1.
© ООО Микроакустика При копировании данного материала ссылка на эту страницу обязательна.